В соответствии пунктом 8.4.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга, основанием для проведения работ на фасаде здания является согласованный проект благоустройства (проект изменения фасадов) или утвержденный паспорт фасадов. Таким образом, до начала оформления ордера ГАТИ на установку строительных фасадных лесов, заказчик работ должен озаботиться наличием согласованной проектной документацией. Также нужно понимать, что согласование проекта благоустройства в части капитального ремонта или изменения фасадов здания занимает значительное время, от трех до шести месяцев, и позаботиться о подготовке проекта нужно заранее. Так, заказчик, начавший процесс подготовки к работам в мае, но не подготовивший никакой документации, может не успеть в текущем году приступить к работам.
Далее в статье описаны процессы, подразумевающие наличие у заказчика работ наличие согласованной в Комитете по градостроительству и архитектуре проектной документации.
Границы будущего ордера ГАТИ определяются на основании разработанного проекта организации строительства, проекта производства работ. Так чертежом «стройгенплан» устанавливаются зона производства работ с обозначением мест размещения объектов, требующих ордера ГАТИ (временное ограждение, зона складирования, размещение и установка оборудования, техники, бытового городка и т.д.).
На основании разработанного чертежа СГП накладываются границы зоны производства работ на существующую ситуацию вокруг объекта. Производится правовой анализ запрашиваемой под зону производства работ территории. В случае, если зона производства работ находится в границах земельного участка, находящегося в частной собственности или предоставленного для целей строительства объекта капитального строительства (инвестиционный договор), - данная зона работ не требует оформления ордера ГАТИ (пункт 1.2 ПП СПб №875 от 06.10.2016г.). В случаях, когда земельный участок находится в государственной собственности, осуществляется получение разрешения в Комитете имущественных отношений на использование земель / земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута (далее – Разрешение на использование ЗУ).
Если установлено, что зона производства работ попадает в границы территории, находящейся в государственной собственности, каким также может быть право оперативного управления и хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования. Земельный участок также может быть не сформирован под зоной производства работ.
Во всех вышеперечисленных случаях, на основании статей 39.34 и/или 39.36 Земельного кодекса РФ осуществляется подача заявления в Комитет имущественных отношений на получение Разрешения на использование ЗУ.
В заявлении в КИО указывается вид объектов, в отношении которых осуществляется запрос на получение Разрешения на использование ЗУ. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, установлен Постановлением Правительства Российской федерации №1300 от 3 декабря 2014 года.
Также существует Закон Санкт-Петербурга №521-118 от 08 ноября 2019 года «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов…», статья 7 которого регламентирует размещение отдельных видов объектов на основании договора. Что это значит. Например, для проекта ремонта фасада здания Вы планируете установить строительные леса, пешеходную галерею и зону складирования. Для этого в КИО потребуется подать два заявления:
Также, статьей 7 Закона СПб №521-118 установлен перечень видов отдельных объектов, в отношении которых осуществляется заключение договора с установлением арендной платы, к которым в том числе относятся площадки для размещения строительной техники и строительных грузов. Таким образом для зоны складирования оформляется договор с КИО. Разрешение на использование ЗУ является приложением к договору. Приложением к Заявлению на заключение договора должны быть полученные согласования зоны складирования с собственниками инженерных коммуникаций, границы охранных зон которых находятся в границах зоны складирования. Это связано с тем, что КИО при рассмотрении заявки осуществляет межведомственный запрос в Комитет по энергетике на утверждение возможности предоставления земельного участка.
Далее в работе над объектом используются оба Разрешения на использование ЗУ, а ордер ГАТИ будет открыт с включением обеих границ.
Стоит отметить, что при подготовке Проекта организации строительства следует учитывать не только нормативно-правовую документацию, но и Распоряжение Комитета имущественных отношений №119-р от 29.12.2021г. «Об установлении предельных размеров земельных участков для размещения отдельных видов объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300». Так, согласно Распоряжения, максимальная ширина строительных лесов устанавливается не более 1,5 метров. При этом это расстояние должно учитывать отступ строительных лесов от фасада. Очевидно, что специалист по подготовке раздела «Проект организации строительства» не учитывает или крайне редко учитывает требования КИО, просто потому, что не сталкивается с этим в работе. Чаще всего раздел ПОС приходится исправлять специалистам нашей организации.
Срок оформления Разрешения на использование ЗУ, а равно и договора без проведения аукциона – 30 рабочих дней (рабочих дней! В календарных выходит полтора месяца). При этом в отношении договора через 30 рабочих дней КИО выдает только подготовленный для подписи проект договора. Еще какое-то время уйдет на его подписание, передачу обратно в КИО и присвоение договору номера.
Данный пункт актуален только в том случае, если в зону производства работ попадают зеленые насаждения, которые будут повреждены или уничтожены в процессе производства работ. Согласование сноса зеленых насаждений сопровождается подготовкой двух документов:
Подготовку и согласование Акта обследования зеленых насаждений осуществляет Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству. Несмотря на то, что государственная услуга по подготовке Акта обследования является бесплатной, могут быть проблемы при согласовании направленной документации. Будут получены замечания и потерян один месяц, так как срок рассмотрения документов в УСПХ составляет 30 дней, а выполнить корректировку возникших замечаний не представляется возможным.
Другой способ – это подготовить Акт обследования до подачи документации в УСПХ. Уполномоченными организациями для подготовки Акта обследования зеленых насаждений являются садово-парковые предприятия района. Так, районным садово-парковым предприятием Пушкинского района является АО "Садово-парковое предприятие "Пушкинское", а для Петродворцового района - АО «СПП «Флора» и т.д. Садово-парковое предприятие для каждого их районов легко находятся в интернете или весь список можно найти в Постановлении Правительства СПб от 29.06.2010г. №836.
Заявитель или производитель работ заключает договор с садово-парковым предприятием. Совместно с СПП подготавливается Акт обследования зеленых насаждений (без определения восстановительной стоимости, так как СПП не уполномочены производить оценку), чертеж планировочной организации земельного участка (ПЗУ) и фотофиксацию. Указанный пакет документов направляется в Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству. Управление согласовывает ПЗУ и утверждает восстановительную стоимость зеленых насаждений в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства СПб от 4 октября №1641 «О размере и порядке возмещения средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений».
На основании согласованного Акта обследования зеленых насаждений получается счет на оплату восстановительной стоимости и производится оплата в бюджет города.
Только после оплаты восстановительной стоимости может быть подана заявка на порубочный билет.
Общий срок работ составит:
Несмотря на неадекватно долгий срок согласований, можно сэкономить почти один месяц. Заявку на оформление ордера ГАТИ можно подать уже после оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений.
При оформлении ордера ГАТИ, в межведомственном взаимодействии участвуют другие государственные органы по перечню, установленному Распоряжением ГАТИ от 31 июля 2020 года №5:
Посмотрим, в рамках каких компетенций отвечает каждый из Комитетов.
Комитет по градостроительству и архитектуре. В КГА ответ на межведомственный запрос выдает Отдел подземных сооружений (ОСП КГА). В компетенцию отдела попадают земляные работы глубже 0,4м. Для работ глубиной более 0,4м разрабатывается соответствующая документация, которая проходит согласование в ОПС КГА. Установка строительных фасадных лесов, пешеходной галереи, бытового городка или временного ограждения не сопровождается земляными работами и для открытия ордера ГАТИ на такие виды работ не требуется согласование в ОПС КГА.
Комитет по транспорту отвечает в рамках проверки зоны производства работ на ее сопряжение и влияние на улично-дорожную сеть. В случаях, когда зона производства выходит на проезжую часть или есть необходимость организации зоны прохода пешеходов вдоль проезжей части, необходимо разработать Проект организации дорожного движения и согласовать его в УГИБДД, ГУДОДД, Комитете по транспорту, Центре транспортного планирования, а также в КРТИ, Комитет по благоустройству и Администрации района. Для согласованного Проекта ОДД в ГАТИ оформляется Распоряжение на ограничение (прекращение) движения транспортных средств. Услуга оказывается отдельной заявкой в ГАТИ.
Комитет по благоустройству. В Комитете по благоустройству на межведомственный запрос отвечает Управление садово-паркового хозяйства. Как говорилось выше, УСПХ должны видеть денежные средства на оплату восстановительной стоимости зеленых насаждений, чтобы ответить положительно. В противном случае УСПХ отвечает, что услуга по предоставлению Акта обследования зеленых насаждений для объекта не предоставлялась.
Комитет имущественных отношений. Комитет имущественных отношений сверяет зону производства работ с документами, подтверждающими права заявителя на указанную зону производства работ (договор аренды, вид права пользования землей, Разрешение КИО ИЗУ).
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры . На наличие в границах зоны производства работ или в непосредственном примыкании к зоне производства работ выявленного объекта культурного наследия или территории объекта культурного наследия.
Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации - при установке элементов благоустройства, связанных с деятельностью по рекламе.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии предоставляет точные сведения о собственниках земельных участков.
При отсутствии отрицательных ответов от органов межведомственного взаимодействия, а также при отсутствии ошибок в заявлении на открытие ордера ГАТИ, пояснительной записки или файле psp, ГАТИ осуществляет выпуск ордера в электронном виде с приложением электронно-цифровой подписи. Заявителю достаточно распечатать ордер ГАТИ, произвести его регистрацию согласно перечня в разделе «А» открытого ордера ГАТИ и передать его на объект.
В раздел А открытого ордера, ГАТИ вписывает перечень организаций, с которыми необходимо осуществить согласование производства работ до начала работ. В раздел «А» вписываются собственники инженерных сетей, в границы охранных зон которых попадает зона производства работ, СПБ ГКУ «ДОДД», а также Федеральная служба охраны, в случае попадания зоны производства работ в границы особо охраняемых трасс (Московский проспект, Шпалерная улица и т.д.).
Если у Вас возникли сложности при оформлении ордера ГАТИ или пи получении дополнительных согласований, наши специалисты готовы оказать Вам профессиональную помощь на любом из этапов.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга №875 от 6 октября 2016 г. - «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга»
Постановление Правительства Российской федерации №1300 от 3 декабря 2014 г. - «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»
Закон Санкт-Петербурга №521-118 от 08.11.2019г. - «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута»
Распоряжение Комитета имущественных отношений №119-р от 29.12.2021г. - «Распоряжение Комитета имущественных отношений №119-р от 29.12.2021г. «Об установлении предельных размеров земельных участков для размещения отдельных видов объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300»
Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1641 от 04.10.2004г. - «О размере и порядке возмещения средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений, а также перечне элементов благоустройства, расположенных в границах территорий зеленых насаждений, за уничтожение, повреждение которых выплачиваются средства, составляющие восстановительную стоимость»
Фото с сайта https://rentalform.ru/