Недавно в организацию обратился заказчик, пожелавший разместить шлагбаум и ограждение на придомовой территории. Особенность придомовой территории состоит в том, что через нее осуществляется проезд по внутриквартальной территории между многоквартирными домами, а у соседнего многоквартирного дома оформлена придомовая территория, на которой установлено и согласовано постоянное ограждение. При этом граница земельного участка заказчика совпадает с границами многоквартирного дома.
Требованием Заказчика выступала задача в получении Разрешения КИО на использование территории в порядке, установленном статьей 39,36 Земельного Кодекса РФ. Несмотря на проведенную консультацию о невозможности получения такого разрешения, заказчик настоял на подаче, таким образом у нас появилась возможность практику официального ответа КИО на подобного рода заявления.
Ниже приведен ответ КИО по результатам направленной заявки.
Решение об отказе
По результатам рассмотрения заявления от 13.09.2021г. #номер#, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга отказывает в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - разрешение) для размещения ограждающих устройств, размещаемых на придомовых территориях многоквартирных домов (ограждения декоративного, шлагбаума, забора) (далее - Объекты), на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничены, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута».
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно представленной схеме предполагаемые к размещению ограждение, шлагбаум, забор перекрывают доступ на территорию общего пользования, что предполагает незаконное использование указанной территории и ведет к неосновательному обогащению лица, установившего данные сооружения.
Конституционный Суд Российской Федерации уточнил, что в системе действующего правового регулирования понятие «придомовая территория» содержательно увязано с понятием «земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом». Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации частью общего имущества в многоквартирном доме является земельный участок, на котором он расположен, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на данном земельном участке объекты (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 № 14-П).
Ограждаемая территория не входит в границы земельного участка с кадастровым номером #кадастровый номер#, сформированного под многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, #адрес#, в связи с чем основания для отнесения ее к придомовой территории многоквартирного дома отсутствуют.
Кроме того, размещение Объектов планируется в границах внутриквартального проезда, обеспечивающего функционирование внутриквартальной территории.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, внутриквартальные проезды - не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации мероприятий но организации дорожного движения, согласованными Минтрансом России 02.07.2017, основной функцией внутриквартальных проездов является обеспечение подъездных путей для личных и служебных автомобилей (и в первую очередь - пожарных машин и машин «скорой помощи») непосредственно к зданиям.
Размещение Объектов на внутриквартальном проезде противоречит его функциям и назначению.
Учитывая изложенное, выдача разрешения для размещения Объектов в границах испрашиваемой территории не представляется возможной.
Заместитель председателя Комитета
М.А. Мельникова