Организации осуществляющие строительно-монтажные работы, а также работы по благоустройству на территории Санкт-Петербурга рано или поздно сталкиваются с необходимостью оформления ордера ГАТИ. При этом, часто организация узнает о необходимости оформления ордера ГАТИ уже приступив к работам. Представителя подрядной организации телеграммой вызывают в районное отделение (РАТИ), где оформляется протокол, после чего дело рассматривается в ГАТИ на Литейном 36, в результате чего, подрядная организация (как правило) получает штраф. Штраф ГАТИ можно обжаловать в Арбитражном суде. Так нам попалось решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-92060/2019 07 октября 2019 года по заявлению ОАО Автодор об отмене штрафа ГАТИ.
Ниже приведен текст с официального сайта Судебных и нормативных актов РФ
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
https://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федераци
РЕШЕНИЕ
Дело № А56-92060/2019
07 октября 2019 года
г.Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 07 октября 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Терешенкова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ольшанской А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АВТОДОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
заинтересованное лицо - ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ
о признании незаконным и отмене постановления №3647 от 02.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №44169 от 13.06.2019
при участии
от заявителя: Безверхова С.Л.,
от заинтересованного лица: Крохичева Д.Н.,
установил:
Открытое акционерное общество "АВТОДОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ " (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – ГАТИ, Инспекция) от 02.08.2019 г. № 3647 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 44169 от 13.06.2019 г., которыми заявитель привлечен к административной ответственности по п.1 ст. 43_1, п. 3 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 510 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, а представитель ГАТИ против требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Специалистом ГАТИ 11.06.2019 г. в 11 часов 34 минуты выявлено, что Общество совершило по адресу: г. Колпино, ул. Адмиралтейская, административное правонарушение выразившееся в неисполнении обязанности по информированию ГАТИ о введении временного ограничения движения транспортных средств при производстве работ по содержанию автомобильных дорог, а также в отсутствии информационного щита и ограждения зоны производства работ.
Обществу вменено нарушение п.п. 3.2.3, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.22 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016г. № 875 (Далее – Правила), п.п. 1.1, 15, 15.1, 15.1.4 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 г. № 961 Приложения № 5
Постановлением от 02.08.2019 г. № 3647 о назначении административного наказания по делам об дминистративном правонарушении № 44169 от 13.06.2019 г., которыми заявитель привлечен к административной ответственности по п.1 ст. 43_1, п. 3 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 510 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В пункте 1.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, прямо указано, что данные Правила не распространяются на отношения в сфере осуществления дорожной деятельности. При этом под дорогой данных Правил п. 1.7 понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, не являющаяся автомобильной дорогой или ее частью.
Пункт 3 статьи 14 Закона № 273-70 устанавливает ответственность за нарушение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга, а не улично-дорожной сети.
В соответствии с государственным контрактом Санкт-Петербурга 18/19 от 29.12.2019 г. заключенным между Истцом и Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (Приложение № 3) ОАО «Автодор СПб» выполняет работы по содержанию дорог Колпинского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, включенных в Перечни автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге Заказчик поручает, обязуется принять и оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в 2019 году работ по содержанию дорог Колпинского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, включенных в Перечни автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденные постановлением Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге», для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга.
Указанное Постановление не оспорено в установленном законом порядке, не признано не действующим, соответственно дороги, перечисленные в вышеназванном постановлении и переданные для обслуживания по адресным программам, относятся к улично-дорожной сети, а не к элементам благоустройства.
Таким образом ул. Адмиралтейская в г. Колпино относится к автомобильным дорогам общего пользования, что подтверждается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге», государственным контрактом № 18/19 и Адресными программами, являющимися приложением к государственному контракту.
Кроме того, в протоколах о административном правонарушении № 44170 и 44169 от 13.06.2019 г. Инспекции осмотром зафиксировано, что территория относится к улично-дорожной сети (тротуар и проезжая часть). (Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»). В соответствии ч.1, 5, ст. 3 с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тротуары и проезжая часть являются частью автомобильной дороги.
Деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, в соответствии с п. 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является дорожной деятельностью.
Улично-дорожная сеть (автомобильные дороги, проезжая часть) не является объектом или элементом благоустройства по смыслу статьи 1, 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.12.2015 года № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (объект благоустройства - территория, земельный участок независимо от формы собственности, а также фасад некапитального нестационарного строения и сооружения, объекта капитального строительства; элемент благоустройства - декоративное, техническое, планировочное, конструктивное устройство, элемент озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малая архитектурная форма, некапитальное нестационарное строение и сооружение, информационный щит и указатель, которые применяются как составные части благоустройства территории;) и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961.
Деятельность ОАО «Автодор СПб» по содержанию дорог Колпинского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга регулируется государственным контрактом № 18/19 от 29.12.2018 г ., ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и Технологическим регламентом производства работ по содержанию автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденным Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2018 № 131-р и иными законодательными актами регулирующими дорожную деятельность. В том числе указанным технологическим регламентом определен порядок выполнения и производство работ по содержанию автомобильных дорог.
Из вышесказанного следует, что при вынесении Постановления ГАТИ от 02.08.2019 г № 3647 согласно Протоколам о административных правонарушений № 44170 и ; 44169 от 13.06.2019 г. были применены нормы законодательства, действие которых не распространяется на отношения в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Ссылки на нормы законодательства, регулирующие отношения в указанной сфере, и подтверждение факта нарушения этих норм в Постановлении ГАТИ от 02.08.2019 г. № 3647 отсутствуют.
В связи с этим невозможно установить нарушения требований пункта 3 статьи 14 Закона № 273-70.
В соответствии с п. 1.2. Положения о Государственной административно-технической инспекции, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 года № 223 «О государственной административно-технической инспекции», инспекция проводит государственную политику в сфере регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях в области благоустройства в пределах своей компетенции, следовательно осуществление контроля в сфере дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог выходит за пределы компетенции ГАТИ. Пункты 2.1 и 2.3 Положения о Государственной административно-технической инспекции, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 года № 223 «О государственной административно-технической инспекции», к задачам ГАТИ относят осуществление регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге и рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах компетенции инспекции. Для выполнения задач, предусмотренных разделом 2 Положения о Государственной административно- технической инспекции, ГАТИ наделяется полномочиями, перечисленными в разделе 3 Положения о Государственной административно-технической инспекции. В полномочиях ГАТИ, перечисленных в разделе 3 Положения о Государственной административно-технической инспекции, отсутствует контроль содержания улично- дорожной сети (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 года № 223 «О государственной административно-технической инспекции»). Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 № 1091 утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге и устанавливает правила организации и осуществления ГАТИ регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге. Пунктом 2 Порядка определен предмет регионального государственного контроля за соблюдением обязательных требований в области благоустройства, установленных:
Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40; Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875.
Таким образом, ГАТИ не уполномочено контролировать выполнение ОАО «Автодор СПб» требований по содержанию автомобильных дорог, установленных ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В постановлении № 3647 от 02.08.2019 г. Инспекция ошибочно применяет нарушение п. 7.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 г. №272 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге», поскольку указанный пункт обязывает информировать ГАТИ, КТ, ГКУ «ДОДД» и ГИБДД при организации производстве ремонтно-восстановительных работ на инженерных сетях, иных объектах при их повреждениях, требующих безотлагательного производства работ для устранения опасности, непосредственно угрожающей безопасности людей, их правам, а также охраняемым законом интересам (Аварийные работы).
Заявитель производил плановые работы по содержанию дорог, в данном случае согласно Технологического регламента, руководствуясь п 1.7. Инструкции «ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» При выполнении работ по содержанию автомобильных дорог местные органы ГАИ ставятся в известность о проведении таких работ. Органы ОГИБДД ОМВД по Колпинскому району были проинформированы 05.06.2019 г. письмом № 981/1 от 05.06.2019 г. заблаговременно до начала производства работ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 4 статьи 20 Закона № 273-70.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, заявление Общества подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление ГАТИ подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Постановление Государственной административно-технической инспекции от 02.08.2019 г. № 3647 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 44169 от 13.06.2019 г. и делу № 44170 от 13.06.2019г. признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.
Суд: АС Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (подробнее)
Истцы: ОАО "Автодор Санкт-Петербург" (подробнее)
Ответчики: Государственная административно-техническая инспекция (подробнее)
Оригинал текста по ссылке